Могут возникнуть другие злые силы, ведь Саурон сам по себе лишь слуга или посол. Но не наше дело заниматься всеми переменами в Мире. Мы обязаны заботиться лишь о том времени, в котором нам выпало жить, и подрубать корни у того зла, которое нам известно, чтобы те, кто будет жить после, получили для возделывания чистую почву. Что они вырастят в ней - мы знать не можем.

вот Пендальф и выдал себя с головой.
сомнительная позиция, с которой Средиземье обречено на вечные войны.
а всё почему?
а всё потому, что у них нет Итачи.
некому подумать о "всех переменах в Мире".
конечно, "зло" (беру в кавычки, ибо это вопрос скользкий) поднимется вновь, можно к шаману не ходить.
у Пендальфа та же логика, что и у Конохи, которая решает вырезать талантливый и недовольный клан во имя мира во всём мире.
понятно, что у Толкина нет такого философского бэкграунда, но Саурон отхряпал у гондорцев Башню Луны, а Минас-Тирит - это Башня Солнца, как бы символичненько..
да и после уничтожения кольца последнее волшебство отчаливает за океан, что тоже подозрительно.
я вообще не доволен, как освещается в книге Саурон. невозможность понять его мотивацию говорит о том, что он - такое абсолютное, беспредметное зло, вроде атаки инопланетян. но он - не инопланетяне, а продолжение какой-то глубокой и давней обиды, случившейся НА ЭТОЙ земле.