Шестого июня 1929 года Бунюэль и Дали в зале-студии Урсулинок, в рамках приватного вечера, на который были приглашены знаменитости артистического мира: Пикассо, Кокто, Жорж Орик, Ле Корбюзье, Андре Бретон и его поклонники, - представили свой сюрреалистический фильм под названием "Андалузский пёс". Это название заинтриговало многих, и фильм был сразу отнесён к разряду экстравагантностей "в духе Дали", а затем "положен на полку" вместе с прочими созданиями сюрреалистического абсурда. Конечно, когда смотришь сегодня этот фильм, создаётся впечатление бессвязной последовательности кадров, что-то вроде галлюцинаций, - и не более того; можно попросту счесть, что это некое упражнение в стиле "эпатировать буржуа", как тогда выражались. Но Лорку это не могло обмануть (если он не видел этот фильм на его премьерном показе в Париже, то наверняка читал его сценарий и, вероятнее всего, имел возможность посмотреть его в Нью-Йорке в следующем году): он чувствовал, что намёки в этом фильме целят прямо в него и что он был в глазах своих давних приятелей по Мадриду именно "андалузским псом". Федерико был уязвлён, потому что знал, какой смысл вкладывали в это выражение создатели фильма.читать дальше Чтобы в полной мере осознать, что это был за смысл, нужно заглянуть вглубь "коллективного бессознательного" испанской нации и обнаружить в нём то, что и создало эту нацию, - речь идёт о Реконкисте, то есть "отвоевании" христианской Испании у Испании мусульманской. Эта последняя существовала на протяжении семи веков, с 711 по 1492 год, когда пала Гренада и пришёл конец последнему мавританскому королевству Боабдила. Реконкиста возникла сразу после мусульманского вторжения на Иберийский полуостров в начале VIII века, сначала в горах вольнолюбивой Астурии, затем по всему полуострову, и была долгой и трудной: открытая война принимала иногда скрытые формы или сменялась даже длительными периодами мирного сосуществования. Решающим эпизодом испанской Реконкисты стала битва при Лас-Навас-де Толоса в 1212 году, после которой арабские орды вместе со своим исламом были изгнаны из Кастилии - они отступили далеко на юг, и их оплотом оставалась лишь Андалузия. Место в горах Кастилии, где были разгромлены завоеватели, - почти непроходимое ущелье, - стало символическим (во времена Жозефа Бонапарта, уже в начале XX века, французские войска тоже оказались здесь в весьма тяжелом положении) и получило название "Despenaperros" ("Собачья пропасть"), так как именно из этой теснины Сьерра-Морены были сброшены вниз, на юг, неверные - "собаки". После этого арабская оккупация Испании была ограничена одним лишь королевством Гренада.
Можно не сомневаться в том, что жители Мадрида посмеивались над выходцами из Андалузии, приехавшими в столицу учиться, и называли их "андалузскими псами": Андалузия в некотором роде оставалась для них арабской "Al-Andalus", а её жителей еще несколько веков назад кастильцы прямо называли "собаками". В общем, назвать Лорку "андалузским псом" было равносильно грубому оскорблению - вроде "кобеля". Это был чистейшей воды расизм, хотя, может быть, и не вполне осознаваемый обидчиками.помимо этого, как утверждает автор, там были наезды и более интимного характера.
что ж, отличный каминг-аут для этих двух пидорасов.