"О Гонгоре написано немало, но до сих пор остаётся неясной первопричина его реформы в поэзии..." - так обычно начинают свои труды, посвящённые отцу современной лирики, наиболее передовые и осторожные исследователи. Я не хочу упоминать о Менендесе-и-Пелайо, который не понял Гонгору, вследствие того что блестяще понимал всех других поэтов. Некоторые критики с историческим подходом приписывают то, что они называют "внезапной переменой" в доне Луисе де Гонгора, теориям Амбросио де Моралеса, влиянию Эрреры, учителя поэта, чтению книги кордовского писателя Луиса Каррильо (прославление "тёмного" стиля) и другим, кажущимся резонными причинам. В то же время француз Люсьен-Поль Тома приписывает эту перемену умственному расстройству, а господин Фитцморис Келли, ещё раз продемонстрировав полную критическую беспомощность там, где речь идёт об ещё не классифицированном авторе, склоняется к мысли, что целью автора "Поэм одиночества" было всего лишь привлечь внимание к своему литературному имени. Чего-чего, а пестроты в этих "серьёзных" суждениях хоть отбавляй. И непочтительности.
В Испании бытовало раньше, бытует и сейчас мнение, что Гонгора-культеранист - средоточие всех грамматических пороков, а в его поэзии отсутствуют все основные элементы прекрасного. Выдающиеся языковеды и литературоведы всегда смотрели на "Поэмы одиночества" как на позорную язву, которую должно скрывать; не удивительно, что слышались угрюмые и грубые голоса людей тупых и бездушных, предающих анафеме то, что они называли тёмным и пустым. Им удалось отодвинуть Гонгору в тень и засыпать песком глаза всех тех, кто шёл к пониманию его стихов. На протяжении двух долгих веков нам не уставали повторять: не подходите близко, это непонятно... А Гонгора, одинокий, как прокажённый, чьи язвы холодно отсвечивают серебром, ожидал с зеленеющей ветвью в руке новых поколений, которым он мог бы передать своё истинно ценное наследство и своё чувство метафоры.


(с) Федерико Гарсиа Лорка "Поэтический образ у дона Луиса де Гонгора"

тут прям есть всё для хорошей аннотации.
при том, что само название - Поэмы ОДИНОЧЕСТВА - уже звучит достаточно притягательно, не правда ли? читать дальше